Леонид Филатов умер 26 октября 2003 года, похоронен на Ваганьковском кладбище.
Леонид Алексеевич Филатов родился 24 декабря 1946 года в Казани. После развода родителей с 7 лет Леонид Филатов проживал с матерью в Ашхабаде. Учась в школе, начал печататься в ашхабадских газетах и журналах.
В 1965 окончил школу и сразу же решил, что будет актером. Леонид поступил в Щукинское училище на актерский факультет. Занимался литературным творчеством, писал стихи. С 1969 года работал актером Московского театра на Таганке.
Одновременно продолжал и литературную деятельность. Вышли в свет его книги «Лизистрата», «Про Федота-стрельца, удалого молодца», «Большая любовь Робина Гуда», «Любовь к трем апельсинам», «Я – человек театральный», «Сукины дети».
Особенно была отмечена комедия Филатова «Лизистрата», за нее получил премию литературного журнала «Октябрь». Леонид Филатов также написал театральные пьесы «Часы с кукушкой», «Пестрые люди», «Художник из Шервудского леса».
В серии ЖЗЛ вышла книга «Братья Стругацкие» – биография, несвоевременная во всех смыслах этого слова.
Несвоевременная в смысле не актуальная. Для широкой публики сочинения Стругацких – это уже «архив»: да, наверное, ценные книги; да, безусловно, классика литературы; да, вершина отечественной фантастики, кто спорит – но это же не повод прямо сейчас садиться и читать? Есть и куда более актуальное чтение, да и времени особо нет – вон, мне даже френдленту второй день пролистать некогда…
В итоге Стругацкие, как и многие кумиры прошлого века, обычно отправляются в папочку с названием «как-нибудь потом», что на деле означает безжалостное «никогда».
Неслучайно и издают их в последние годы, как и всех классиков, собраниями сочинений тиражом эдак тысячи в две, а редкие отдельные издания обычно украшают собой серии «Внеклассное чтение» либо (спасибо Роднянскому–Бондарчуку) «Кинороман».
Ну да бог с ней, с широкой публикой: она, как всем известно, фокусировать на чем-нибудь внимание сколь-либо продолжительное время органически не способна. Перейдем к стабильной аудитории. Есть, конечно, у АБС и свой круг поклонников, причем весьма многочисленный, сплоченный и, что довольно редко, нестыдный. Пусть их частенько обзывают «сектой» (определенные основания для этого есть), но, честное слово, это не худшая литературная секта на свете. Люди с умом и совестью, искренне любящие этих авторов и понимающие за что. Именно их стараниями Стругацкие в последние годы стали едва ли не самыми «исследуемыми» авторами, по количеству биографических описаний уступая разве что Сталину.
Поскольку фантастика сейчас находится на подъеме и в очень неплохом состоянии, портал interfax.by решил вспомнить, чем нас порадовали «творцы миров» в уходящем году, и определить десятку самых лучших книг на русском языке в рамках этого жанра.
10-е место Создатель и почетный гражданин Тайного города Вадим Панов в 2011 году приступил к работе над новым циклом. Роман «Красные камни Белого» написан в нетрадиционном для него направлении (выживание в инопланетном посткатастрофическом обществе), но в традиционном ключе. Как и всегда – распирающая героев мужественность, много войны, секса, грязные тайны и выходящие из-под контроля страсти… Панов следует своей излюбленной манере: раздеть и убить или убить и раздеть, то и это хорошо. Как это обычно у него бывает, зыбка и практически стерта грань между восхищением и омерзением, сюжет по-голливудски густо замешен на крови заслуженно и невинно убиенных, а язык постельных сцен предельно откровенен. Литературные же достоинства видны там, где автор забывает, что он должен быть крутым мачо, покорителем женщин, истребителем врагов и крепких напитков. Что в случае с Пановым, опять-таки, совершенно привычная вещь.
9-е место Светлана Зимина и ее «Танец демона» претендуют на 9-е место в нашем рейтинге. Талантливая екатеринбурженка дебютировала пару лет назад с романом «Жрец Лейлы», вызвавшим у читателей массу споров и самых разнообразных откликов, от восхищенных до предельно негативных. Автор работает в специфическом ключе – при явной литературной одаренности, книги свои Светлана выстраивает в традициях культуры аниме, даже внешний вид ее персонажей весьма легко можно себе представить в виде рисованной манги. Интересно то, что и характерные для аниме спин-оффы Зимина также принесла в свою прозу: главный герой «Танца демона», одержимый наукой лорд Янус (естественно, демон, а кого вы ждали?) появлялся в «Жреце Лейлы» в любопытном эпизоде явно, и неявно – в истории одного из городов этого мира. Сейчас Янус получил в свое распоряжение собственную книгу и довольно-таки обширное пространство.
24 декабря исполнилось 110 лет со дня рождения Александра Фадеева. В огромной советской стране не было человека, который не знал бы его произведений. Его романы «Разгром», «Молодая гвардия» переиздавали, экранизировали, изучали в школе. Более 50 лет назад, 13 мая 1956 года сын революционера, бригадный комиссар, теоретик соцреализма и прижизненный классик Александр Фадеев в возрасте 54-х лет покончил с собой.
В предсмертной записке он написал: «Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии и теперь уже не может быть поправлено».
Что заставило его, лауреата Государственной премии СССР, дважды лауреата Ордена Ленина, закончить свой творческий путь таким образом? О чем на самом деле писал в своих произведениях, воспевающих советскую действительность и героизм народа, Александр Фадеев? Что для него оказалось важнее – творчество или общественная деятельность? Ведь Фадеев находился в руководстве писательских организаций: был одним из руководителей РАПП; секретарем, генеральным секретарем и председателем правления Союза писателей СССР, вице-президентом Всемирного Совета Мира, членом ЦК, депутатом Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР. На эти и другие вопросы отвечают: сын Михаил Фадеев, писательница Лидия Либединская, Нина Федина, Елена Чуковская, Андрей Вознесенский, Юрий Карякин, Инна Макарова. Программа была записана в 2002 году.
В Министерстве иностранных дел России заявили, что претензии прокуратуры к книге «Бхагавад-гита как она есть» связаны не с самим текстом «Бхагавад-гиты», а с комментариями к нему, сообщает агентство «Интерфакс» со ссылкой на выступление официального представителя МИД Александра Лукашевича.
«Как явствует из имеющихся материалов, нарекания у правоохранительных органов относятся не столько к тексту самой книги, двойной перевод которой грешит смысловыми искажениями, сколько к комментариям автора», — заявил Лукашевич. Он также пояснил, что имеется в виду российский перевод книги, вышедший в 1984 году.
Этот перевод «Бхагавад-гиты как она есть» на русский вызывает нарекания не только у прокуратуры, но и у экспертов. Директор Института высших гуманитарных исследований при РГГУ Сергей Серебряный, в частности, писал, что перевод «предопределен сектантскими воззрениями Общества сознания Кришны и грешит слишком буквальной интерпретацией англоязычного издания».
Вот не умеем мы хранить культурные ценности. Может, от избалованности Одессы их количеством, вниманием к себе на протяжении истории города многих известных людей мира, может, от характерного ныне в наших краях бескультурья. Варварское беспечное отношение к памятникам истории и архитектуры для Одессы явление очень привычное, даже не явление – а так, скорее, будничность, обыденность. Часть шедевров уже просто уничтожили в ковшах экскаваторов, часть продолжают методично уничтожать под соусом умных разговоров о необходимости беречь и лелеять культуру. Достойное место среди находящихся в плачевном состоянии занимает Дом Гоголя…
«Все смешалось в доме Облонских»
Далеко не все одесситы знают, что Николай Гоголь какое-то время жил в Одессе. Он был в нашем городе дважды. Первый визит Николая Васильевича в Южную Пальмиру в 1848 году был непродолжительным. А вот, приехав в октябре 1850 года, он пробыл в городе более пяти месяцев. Одесса радовала классика своим теплым климатом, временами напоминала ему «кусочек Ниццы», к тому же здесь его ждали друзья. Жил в самом центре города, на улице Надеждинской, которую впоследствии в 1902 году назвали его именем. В доме под номером 11 он трудился над вторым томом «Мертвых душ» (тем самым, который немного позднее, менее, чем через год, он сожжет). Возможно, Одесса оказывала на писателя какое-то особенное благотворное воздействие. Во всяком случае, известно, что в московской и петербургской жизни он часто бывал нелюдим, замкнут, высокомерен. В Одессе же преображался. Был общителен, весел, рассказывал анекдоты, сыпал шутками. Посещал известный ресторан Оттона, где не только кушал, но и пел. В Одессе писатель встретил свою последнюю весну…